Как стало известно „Ъ», АвтоВАЗ разорвал дилерский контракт с компанией «Элекс-Полюс» из-за ее предбанкротного состояния. Ранее «Элекс-Полюс», не продливший на 2009 год контракты с большинством поставщиков, включая СОК (автомобили «Иж», Kia), «Соллерс» (Fiat, УАЗ), ГАЗ, ТагАЗ (Hyundai) и UZ-Daewoo, был готов стать монобрендовой сетью для Lada. На «Элекс-Полюс» приходилось 8—9% продаж АвтоВАЗа на внутреннем рынке, в условиях кризиса концерну будет сложно возместить потерянный канал сбыта.
Как рассказали «Ъ» несколько дилеров АвтоВАЗа, а также источники на самом заводе, 6 февраля АвтоВАЗ расторг дилерский контракт с компанией «Элекс-Полюс». По словам собеседников «Ъ», отгрузка автомобилей «Элекс-Полюсу» уже остановлена. Впрочем, уточнил один из источников, дилер сможет проводить гарантийное обслуживание моделей Lada еще два месяца, то есть до 6 апреля. После этого отношения АвтоВАЗа и «Элекс-Полюса» будут разорваны окончательно. В пресс-службе АвтоВАЗа «Ъ» подтвердили разрыв отношений с «Элекс-Полюсом», объяснив его тем, что «эта компания находится в предбанкротном состоянии». Гендиректор «Элекс-Полюса» Игорь Лисютин от комментариев отказался.
«Элекс-Полюс» — один из крупнейших дилеров АвтоВАЗа. Он продавал около 5 тыс. автомобилей Lada в месяц, что примерно соответствует 8—9% сбыта АвтоВАЗа на внутреннем рынке. На ключевом для АвтоВАЗа московском авторынке (на нем продается до 15 тыс. Lada в месяц) «Элекс-Полюс» был вторым по объему продаж после «Инком-Авто» (рыночная доля «Элекс-Полюса» достигала 15%). Однако, как уже сообщал «Ъ» 17 декабря, в условиях кризиса финансовое положение «Элекс-Полюса» резко ухудшилось, в декабре с ним расторгли дилерские контракты все партнеры, за исключением АвтоВАЗа: группа «СОК» (модели Kia), ОАО «Соллерс» (Fiat, УАЗ), ГАЗ, ТагАЗ (Hyundai) и UZ-Daewoo. Осенью Номос-Банк выдал дилеру краткосрочный (на год) кредит на 400 млн рублей для пополнения оборотных средств.
Группа «Элекс-Полюс» занимается продажей и прокатом автомобилей, контролирует 24 дилерских центра в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Уфе, Екатеринбурге, Челябинске, Нижнем Новгороде и Ульяновске. Выручка в 2007 году — 570—630 млн долларов. По неофициальной информации, группа подконтрольна гендиректору Игорю Лисютину.
Лишившись дилерства АвтоВАЗа, «Элекс-Полюс» остался без опорного партнера — на сбыт Lada приходилось до 70% продаж дилера. После того как с «Элекс-Полюсом» разорвали отношения все другие автопроизводители, гендиректор компании Игорь Лисютин собирался сделать ставку на продажу Lada, спрос на которую в условиях падения доходов населения и девальвации рубля должен был вырасти. Теперь же, после отказа АвтоВАЗа сотрудничать с дилером, в его продуктовом портфеле останется лишь китайская техника (в том числе коммерческая), объемы продаж которой, по словам источников «Ъ», «незначительны» (разбивку по продажам брендов «Элекс-Полюс» не публикует).
Гендиректор агентства «Автостат» Юрий Целиков отмечает, что АвтоВАЗ отказался от партнерства с «Элекс-Полюсом» после того, как решил продать 75% акций своего дочернего дилерского холдинга ОАО «Лада-Сервис» самарской группе «СОК». Выходец из группы Сергей Шабанов уже назначен гендиректором «Лады-Сервис», хотя формально сделка еще не состоялась. Господин Целиков не исключает, что группа начинает диктовать АвтоВАЗу его сбытовую политику («Элекс-Полюс» в периметр «Лады-Сервис» не входил. — «Ъ»). Представитель группы «СОК» вчера сказал «Ъ», что «считает некорректным комментировать действия АвтоВАЗа, который сам определяет, с кем и на каких условиях строить свою сбытовую политику». На АвтоВАЗе связь между разрывом партнерства с «Элекс-Полюсом» и началом работы с СОКом опровергают. Один из дилеров тольяттинского автозавода объясняет разрыв АвтоВАЗа с «Элекс-полюсом» тем, что ранее последний «получал от предприятия значительные преференции, им отгружали продукцию без предоплаты. Это связывали с тем, что «Элекс-Полюс» мог иметь влиятельных покровителей в «Лада-Сервисе». После того как их позиции в холдинге пошатнулись, эта система рухнула».
Елена Сахнова из ВТБ Капитала добавляет, что решение АвтоВАЗа отчасти объяснимо — «ни один автопроизводитель не захочет зависнуть на процедуре банкротства (своего дилера. — «Ъ»)». Впрочем, господин Целиков добавляет, что разрыв невыгоден ни одной из сторон: потеря дилера, на которого приходится около 10% сбыта на внутреннем рынке, — «не лучшее событие для АвтоВАЗа в период кризиса». На складах завода сейчас скопился двухмесячный объем производства (110 тыс. машин). Из-за этого, как уже сообщал «Ъ», производство завода в 2009 году упадет на 11%, даже если продажи останутся на прошлогоднем уровне (728 тыс. машин).
Ольга Варламова, Роман Малинин, Тольятти, Дмитрий Беликов